Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Директор МУП «Водоканал» Евгений ПЛЕТМЕНЦЕВ – о ситуации в водно-канализационном комплексе Таганрога
На таганрогском канализационном коллекторе, в районе ул. Шило и Транспортной, произошла крупная авария. Волнуются жители 23-го переулка: стоки подбираются к домам, есть опасность подтопления, да и дышать нечем. Масла в огонь подливают публикации в интернете. Ситуация действительно непростая, требующая квалифицированного комментария. Газета «Тема ДОНА» обратилась за разъяснениями к директору МУП «Водоканал» Евгению Викторовичу ПЛЕТМЕНЦЕВУ.
-Евгений Викторович, чуть больше года назад мы с вами говорили о техническом состоянии водопроводных и канализационных сетей в Таганроге. Цифры и факты, которые вы называли, уже тогда свидетельствовали, что «Водоканал» находится на грани серьезной аварии. Напомню читателям: на декабрь 2016 года сети водоснабжения в Таганроге были изношены на 68 процентов, сети канализации – на 75-90 процентов, на некоторых участках износ превышал 100 процентов. Таким образом, произошло то, что, по всей видимости, было уже неизбежно?
-Меньше всего я хотел бы сейчас выглядеть провидцем, но мои предположения, которые высказал в прошлую нашу встречу, подтвердились. Результаты технического обследования всей технической составляющей предприятия говорят о следующем: срок службы канализации, которая прокладывалась в 70-х годах прошлого века, закончился примерно к периоду 2005-2010 годов. Разумеется, мы в ежедневном режиме осуществляли мониторинг канализационного хозяйства, но износ такой, что точно прогнозировать, где и когда произойдет серьезная авария, было уже практически невозможно. Она могла произойти в любом месте и в любое время. А предупреждающие «звоночки» начали звучать в последние четыре года: провалы грунта на улицах Дзержинского, 1-й Котельной. Но эти аварии «Водоканал» смог ликвидировать своими силами. Теперь ситуация гораздо серьезнее.
-Дайте реальную оценку объема и сложности произошедшей аварии.
-Это примерно полтора километра канализационного самотечно-напорного коллектора, которые подлежат полной замене. По нашим оценкам, стоимость санации аварийного участка – 120-130 миллионов рублей. Более точно просчитать трудно, ситуация на аварийном участке меняется каждый день. Обрушения коллектора продолжаются, из-за этого приходится уточнять сметные расчеты. Ориентировочное время ликвидации аварии – 2,5-3 месяца.
-А деньги на ликвидацию есть?
-Они уже выделены из бюджета области. Но чтобы Минфин РО мог предоставить их городу, сметные расчеты должны пройти государственную экспертизу. Таково требование закона. Учитывая сложившуюся ситуацию, со стороны администрации Таганрога делается все, чтобы эту процедуру максимально ускорить.
-Непростая ситуация, сложившаяся в водно-канализационном хозяйстве Таганроге – она единственная в своем роде?
-Абсолютно не единственная. Ища подрядчиков, которые в режиме ЧС могли бы ликвидировать эту аварию, мы контактировали не меньше чем с десятком организаций по всей стране. И все говорят одно и то же: везде, где им приходилось работать, износ водно-канализационных сетей достигает 100 и более процентов. Так что мы в этом смысле не уникальны: не лучше и не хуже других.
-Вы говорите, что канализационные сети, во всяком случае, в том районе, где произошла авария, прокладывались в 70-е годы. Не слишком ли рано они начали выходить из строя? Разве в советский период так уж плохо строили? Или что-то не было учтено?
-В советские годы Таганрог занимал 3-е место в СССР по числу промышленных и режимных предприятий на количество проживавших в городе людей. 300 тысяч населения, и планировалось, что этот показатель достигнет 500 тысяч. Перспективы развития были огромны. И когда прокладывался коллектор, диаметр заложили с запасом – он двухметровый, а ближе к очистным сооружениям в Дмитриадовке имеет диаметр уже 3 метра. Промышленные предприятия работали на полную мощность, и стоки, поступавшие в коллектор, носили в основном производственный характер. А потом произошло следующее: промышленный потенциал заметно снизился, и характер канализационных стоков существенно изменился, как по количеству, так и по содержимому. Теперь в основном это фекалии, которые выделяют в пустое пространство коллектора газ – аммоний. Аммоний разъедает свод коллектора. Через образовавшиеся трещины в коллектор уходит песок, слой которого находится над коллектором. Образуются пустоты, которые достигают порой 10-20 метров. И если над этим участком проходит оживленная автомагистраль, свод из асфальта и гравия проваливается, разрушая и верхний свод самого коллектора.
-И что, весь напорно-самотечный коллектор до границ города в таком состоянии?
-Подрядная организация, которая методом телевизионного наблюдения в потоке осуществила обследование коллектора, говорит, что он практически весь находится в таком состоянии. Эксперты должны дать заключение, с которым после ликвидации аварии предстоит выйти на правительство, на министерство ЖКХ. Нужен масштабный проект реконструкции канализационной сети Таганрога. Но цена вопроса большая, и область, видимо, будет выходить с этим проектом на уровень федерации.
-Предприятие, которое будет осуществлять восстановление аварийного участка коллектора, определено?
-Как я уже говорил, мы рассмотрели не менее десятка претендентов. Приоритет готовы отдать предприятию «Полимертехмонтаж», которое базируется в Туле, и имеет большой опыт работы именно в условиях режима ЧС. За последние два года они выполняли подобные работы в Нижнем Новгороде, Балашихе, Волжском, Калуге, Ставрополе. Метод, который будет использоваться в Таганроге – это санация, но поскольку у нас уже значительная часть коллектора раскрыта, то прокладка новой трубы будет осуществляться также и открытым способом.
-Прокомментируйте ситуацию, связанную с появлением канализационных стоков в районе 23-го переулка. Есть мнение, что слив стоков производится намеренно.
-К сожалению, есть недопонимание того, что авария произошла даже не на второстепенном участке, а на основном напорно-самотечном коллекторе города. Его протяженность – это десятки километров. Канализационные стоки движутся через весь город, начиная с Северного жилого массива, и это 2400 кубометров в час. Никто не может намеренно организовать какой-то слив, они сами идут! Взять и закрыть коллектор невозможно, разве что только полностью отключив город от подачи воды. Надо понять: произошла действительно серьезная авария, которая квалифицирована как ЧС, и у которой есть серьезные последствия, в том числе, к великому сожалению, и для жителей близлежащих территорий.
-Обоснованы ли страхи относительного того, что в результате аварии канализационного коллектора могут быть подмыты грунты под жилыми домами?
-Мы уже проводим обследование геологии этих участков, полученные результаты сравним с базами данных 10-20-летней давности, а затем сделаем официальное заявление, как говорится, с цифрами и фактами в руках. Но уже сегодня могу сказать: эксперты, которые проводили обследование коллектора, высказали мнение, что опасности для жилых зданий нет, потому что стоки движутся в суглинистых почвах. Всегда, когда прокладывается коллектор, сначала делается так называемый глиняный замок. Такая технология засыпки применялась и при прокладке данного участка коллектора.
-Хотелось бы понять, какие у нас перспективы. Понятно, что авария рано или поздно будет ликвидирована. Но что дальше? Для капитального восстановления канализационных сетей в Таганроге требуются огромные инвестиции. Где их взять? В свое время расчет бы на крупных концессионеров, который возьмут хозяйство «Водоканала» в аренду, вложат свои средства. Так и будет?
-Да, в общем, идеология такая: заходит крупный бизнес, с большими инвестициями, вкладывает в болевые точки предприятия, потом, через механизм субсидирования, возвращает вложенные средства. Мы расчеты по «Водоканалу» сделали, цена вопроса – порядка 4,5 миллиардов рублей, возвратность 20 лет. Но стоимость этих инвестиций через 20 лет возрастает до 20 миллиардов, это то, что должен будет компенсировать концессионеру субъект федерации. Отсюда вопрос: не слишком ли высокая цена?
По некоторым оценкам, для того, чтобы восстановить водно-канализационный комплекс России, понадобятся средства, которые, не исключено, могут измеряться триллионами рублей. Потому что состояние сетей везде примерно такое же, как и у нас. Боюсь, что найти инвесторов, которые вложат такие деньги, будет трудно. Остается одно: государство само должно повернуться лицом к ВКХ. Низкие тарифы в водно-канализационном хозяйстве говорят о том, что это все-таки не бизнес, это социальная нагрузка на плечах государства. А мы все надеемся: ВКХ еще продержится, или давайте еще поэкспериментируем, каким способом решать здесь проблемы. Но у меня такое ощущение, что время для экспериментов прошло. И сейчас, чтобы восстановить водно-канализационное хозяйство, в том числе и в Таганроге, нужны уже экстренные меры.
Вопросы задавал Сергей ВАХОНИН.
Фото Владимира СТАРОДУМОВА.